20.09.2020 Жизнестойкость как свойство личности развивается в процессе жизни человека и связана как с его индивидуальными особенностями, процессами его самосознания, влиянием внешних факторов среды — социальных взаимодействий, культурных ритуалов и традиций, влияния, находящихся рядом взрослых. В связи с этим План построен на основе главных педагогических принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, психологическая комфортность, единство воспитания, обучения, развития, сознательность и творческая активность, преемственность с технологиями учебной деятельности, свобода выбора на основе интересов и склонностей, комплексность, системность, целостность. Цель Плана – формирование и развитие жизнестойкости детей и обучающейся молодежи. Его задачами являются: 1. Реализовать воспитательную и психопрофилактическою работу на основе возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Оказывать помощь обучающимся в выработке индивидуального стиля совладающего поведения. 3. Формировать у обучающихся позитивную, устойчивую самооценку. 4. Обучать детей и подростков самоэффективности. 5. Развивать у обучающихся самосознание в соответствии с возрастными задачами. 6. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения, навыки саморегуляции. 7. Формировать навыки командного взаимодействия обучающихся со всеми участниками образовательного процесса через целенаправленное включение (обучающихся) в различные виды деятельности. 8. Формировать у обучающихся правила и нормы поведения личности, проявляемые в определенных социальных условиях. 9. Формировать у обучающихся ценностно-смысловые опоры жизнестойкости. Работа ведется по следующим основным направлениям: 1. Психодиагностика по направлениям: адаптация обучающихся, семейные взаимоотношения, межличностные отношения, психоэмоциональная сфера. 2. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах). 3. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми и подростками, находящимися в «группе риска», неадаптивными и «отверженными» детьми и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 4. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей). План осуществляется в течение учебного года и состоит из трех блоков (подготовительно-диагностический, обучающий, оценочный). План реализуется через активные формы и методы обучения: беседа, тренинг, интеллектуальная игр (марафон), творческая работа, конкурс, проектирование, мозговой штурм, дискуссия, экскурсия, диагностика с анализом и обсуждением результатов, интерактивная лекция, кейс-задания, с моделированием трудной жизненной ситуации, в которой актуализируется проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дается возможность наблюдать их «здесь и сейчас». Реализацию Плана рекомендуем осуществлять с младшего школьного возраста и с учетом новообразований, присущих различным возрастным категориям. От учителя начальных классов зависит насколько адекватно обучающиеся смогут преодолевать трудности в обучении, появление у ребенка чувства уверенности и умелости в социальном мире, в значимой деятельности. Младший школьный возраст-сензитивный период для обучения терпимости, самоконтроля, самостоятельности, уважения прав и чувств других людей, приспособления к обществу вне семейного круга, стремления понравиться авторитетам. Особенности подросткового возраста (11-14 лет, основная школа): частые перепады настроения, повышенная чувствительность к оценке посторонними, неадекватной самооценкой. В коммуникативной и эмоциональной сферах подростки зачастую не принимают авторитеты, общепринятые правила, проявляют вспыльчивость, нетерпимость, агрессивность, склонность к упрямству, оппозицию. И с другой стороны, подросткам свойственно стремление разобраться в себе, в других людях, попробовать себя в разнообразных видах деятельности, быть независимыми от своей семьи. Поэтому в Плане большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, развитию психоэмоциональной саморегуляции у подростков, как средствам, формирующим защищенность от различных жизненных трудностей. Возрастные особенности обучающихся 15-17 лет (средняя основная школа) характеризуются ориентацией на мир взрослых; достижение личностного, профессионального, жизненного самоопределения; потребность утвердиться в мире взрослых индивидуально; усиление стремления к независимости от своей семьи. Впервые происходит выбор дальнейшего образовательного маршрута, будущей профессии, при этом появляются крайности в поведении, пренебрежение к советам старших. В этом возрасте важно содействовать решению вопросов смысла жизни, осознания себя в качестве частицы социальной общности, преодолению трудностей, связанных с экзаменационными испытаниями. В связи с этим в Плане продолжается работа по развитию средств общения – вербальных и невербальных навыков и умений, социального интеллекта, формированию жизненных целей. Значимым является развитие у обучающихся саморегуляции и волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, умения преодолевать внешние и внутренние трудности. Основной акцент мероприятий Плана направлен на создание социально-психолого-педагогических условий развития личности обучающихся, представлений о здоровом образе жизни и важнейших социальных навыках, способствующих успешной адаптации в обществе, выработку способностей самостоятельно и успешно справляться с трудностями на жизненном пути, а также на развитие личностных качеств, позволяющих достичь успеха и удовлетворенности в жизни. Дидактическими особенностями реализации Плана может быть возможность интеграции и дополнения содержания предметных программ по тематике, связанной с формированием жизнестойкости обучающихся, в курсах биологии, основ физиологической культуры, ОБЖ, литературы. 28.08.2020 15.03.2020 09.03.2016 19.10.2015 19.10.2015 1. Районная родительская конференция «Лекции для родителей» (Кучер Т.П.). 2. Районная родительская конференция на тему «Ответственное родительство: обеспечение безопасности детей и подростков» (Кучер Т.П.). 3. Районный конкурс «Педагог-психолог Кубани» (педагоги-психологи ОО и МДОУ). 4. «Круглый» стол на тему «Профилактика девиантного поведения» (Кучер Т.П.). 5. Краевой конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!» (Кучер Т.П.). 6. Краевой конкурс «Педагог-психолог Кубани» (Лагутина А.А. – участник). 7. Краевой конкурс «Лучшие педагогические работники МДОУ» (Шафаростова И.Ф.). 8. 1 Всероссийский конкурс «Воспитатели России» (Шафаростова И.Ф.) 9. Краевой конкурс педагогов МДОУ «Работаем по новым образовательным стандартам» (Павлычева К.Б.). 10. Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ в номинации «Адаптация первоклассников» (Верютина И.Б). 11. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование 21 века» (г.Уфа) (Серик И.В.). Педагоги – психологи утвердили планы работы на новый учебный год. Высказали свои предложения по совершенствованию работы службы: 1. Проводить семинары и научно-практические конференции с целью обмена опытом у коллег. 2. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства. 3. Участвовать в конкурсах психолого-педагогических программ 02.09.2015 02.09.2015 31.08.2015 10.04.2015 10.04.2015 05.02.2015 19.02.2015 |